Главная » Полезная информация » Армянский собор

Армянский собор

Если во время пребывания во Львове, Вам повезет арендовать квартиру посуточно на улице Армянская, то непременно воспользуйтесь возможностью осмотреть Армянский собор - памятник архитектуры национального значения.

Первоначальная, восточная часть Армянского собора построена в 1363 на средства богатых купцов - Якова из Кафы и Паноса с Гайсараца. Имя строителя летописцы пишут по-разному: то на итальянский лад  Доре или Дорхи, то на немецкий Доринг. Но ясно одно: им был мастер, который хорошо знал особенности и армянского, и древнерусского культового строительства.

Сводная в крестовокупольный конструктивной системе, чотирехстолповое трехнефное сооружение по своим очертаниям и пропорциями наиболее близка к старинному храму в древнем Одзун (Узунлар) на Кавказе. Однако решительно смещение внутренних опорных столбов в сторону средней апсиды, что выступает из объема здания, напоминает планировочные решения некоторых древнерусских храмов, в том числе восточной части Успенского собора во Владимире-Волынском.

На перекрестке главного нефа и трансепта поднимается двенадцатигранный барабан, перекрытый внутри куполом, а снаружи завершен палаточной крышей.

Массивные стены собора (толщина 140 сантиметров)., Составленные из грубого колотого камня, имели внешнее и внутреннюю облицовку из тесанных каменных плит. Под нынешним жестяным покрытием  крыш еще сохранилась кровля из таких плит размером 47X105 сантиметров. Уникальна конструкция купола: в основе его пустотелые ребра, выложенные из выжженных глиняных кувшинов.

С расширением армянской колонии первоначальный объем храма обрастал пристройками. Первой из них была южная аркада (1437), которая сохранилась до сих пор. Еще до 1630 аркады окружали собор с обеих сторон, а с западного фасада был низкий притвор - джамадун. Тогда же вместо него начали сооружать пространства однонефной среднюю часть храма. Развитие его поздней западной части (с выходом на улицу Краковская) началась только в 1908 г.. И не была полностью завершена.

В течение XVII-XVIII вв. восточная и средняя части собора подверглись дальнейшим существенным изменениям, вызванных необходимостью расширения Существующих помещений и их реконструкции после частых пожаров. В 1671 г.. Была замурована северная аркада, а на ее месте устроена Захристия. Меняли также кровлю крыш: каменные плиты перекрыли цветной черепицей и частично свинцовым железом.  

При перестройке собора, осуществленной 1723 на средства тогдашнего председателя армянского суда Христофора Августиновича, к захристии пристроили ризницу и вывели наружу две боковые апсиды; открытую кладку стен снаружи и внутри заштукатурили и полностью переоборудовали интерьеры, придав им барокко характера. Нынешняя внешняя отделка  апсид (наложенные на стену тонкие по рисункам арки и обрамление окон со стилизованным древнеармянских орнаментом) была выполнена в начале нашего века по проекту известного искусствоведа, армянина по происхождению, Я. Болоз-Антоневич.

Несмотря на многочисленные перестройки интерьера Армянского собора, жертвой которых стали древнейшие полихромные росписи и каменная резьба, еще немало элементов свидетельствуют самобытный характер этого сооружения.

Со времен основания собора сохранились пространственная организация интерьера первоначальной части, стрельчатые арки между столбами, разделяющие среднюю и боковые апсиды, и каменная резьба на них. Аркатурный  карниз над аркой главной апсиды имеет оригинальный рисунок сталактитового орнамента, что встречался в древних армянских соборах в Ани, Амаги и др. При реставрации 1925 в южной оконной нише обнаружены фрески XV - XVI вв. - Изображение Иоанна Богослова с Прохором, а на противоположной стороне - апостола Иакова, у которого на коленях стоит маленькая фигурка ктитора.

На центральных опорных столбах сохранились единственные на наших землях резные в камне и алебастре изображения стилизованных жертвенных крестов - «хачкары», присущие только армянской культуре. Древнейшие из них происходят с XIV-XV вв. Уникальна и крестильная, вмурована в стену слева от алтаря. В интерьерах храма есть еще немало фрагментов, возникших в разное время и заслуживают внимания: богатый резной портал захристии 1671, эпитафии на стенах и тому подобное.

Средняя часть собора после реконструкции 1908-1927 гг. претерпела много фундаментальных изменений. В рисунке нового деревянного потолка архитектор Ф. Мончинской использовал модернизированные армянские и арабские мотивы, а художник Я. Г. Розен выполнил стилизованные фигурные и орнаментальные росписи стен и витражей. Заготовка западная часть собора также носит черты модернистской трактовки санидского и раннехристианского искусства.

На юго дворике когда было кладбище. Под стенами храма и под аркадой осталось  много каменных надгробных плит и эпитафий армянском, латинском и польском языках (XIV-XVIII вв.). К стене соседнего дома пристроена открытая деревянная часовня с алтарем, изображающая Голгофу, работы львовских скульпторов эпохи рококо (XVIII в.).

Старинные надгробные плиты есть и в северном дворике.

В глубине восточного дворика - дом бывшего армянского банка (XVII в.). Здесь еще в довоенные годы находился ломбард для беднейшего населения.

С востока двор замыкается удлиненным  двухетажным зданием бывшего дворца армянских  архиепископов. Дворец построил в конце XVII в. архиепископ Гунаниян, а отстроил и расширил после пожара 1778 один из его последователей - Я Августинович. От первоначального сооружения сохранился интересный портал с каменным обрамлением, украшенный распространенным в архитектуре Востока и древней Киликийской государства орнаментальним мотивом в виде желобков с вставленными мелкими валиками. Каменное обрамление сохранилось и на первом этаже фасада от улице, но тяги сандриков над ними здесь повторяют характерный для тогдашней архитектуры Львова мотив триглифов и метоп с розетами.

Неотъемлемый компонент ансамбля Армянского  собора - башня-колокольня. Ее построил в 1570 архитектор Петр Красовский, автор ряда других сооружений во Львове. Многочисленные реставрации значительно изменили первоначальный вид колокольни; завершение, выполненное из цинковой жести, происходит уже с XIX в. В оригинальной композиции верхней части сооружения привлекают внимание четыре полукруглые башни, встроенные в углу. Такой прием встречается в древнеармянской архитектуре на ее родине, в частности на верхнем тамбуре церкви Рипсиме в Эчмиадзине.

В проходе под башней хорошо сохранился украшенный ориентальным орнаментом каменный портал 1570, который вел когда-то в помещение армянского  суда - хуцу. В богато- резном картуше над ним есть таблица с армянской надписью. Тонкие по рисунку нервюры звездчатого свода над проходом поднимает посередине резная в камне розетка.